Как сделать роман увлекательным, если сюжет его ограничен строгими историческими рамками, если читатель заранее знает, когда и чем кончится жизнь героя? Биограф в отличие от романиста, свободного в построении фабулы произведения, должен строго следовать за основными моментами этой жизни. Главный тезис Андре Моруа – «биография должна быть одновременно и трудом историка, и произведением искусства». В 1928 году автор уже двух нашумевших романов «Ариель, или Жизнь Шелли» (1923 год) и «Карьера Дизраели» (1927 год) был приглашен в Кембриджский университет, где прочитал цикл лекций «Аспекты биографий». Одна из них так и называлась «О биографии как о художественном произведении». В ней Моруа устанавливает «некоторые правила, следуя которым биограф мог бы избежать сухости и, ни на йоту не отступая от научной истины, вместе с тем приблизиться к искусству романиста». Андре Моруа считает, что трудно создать художественное произведение в жанре биографии, не показав, как постепенно меняется у героя восприятие событий и людей, а одновременно меняется он сам. Здесь могут быть три решения: либо на все смотреть глазами героя, либо становиться поочередно на точку зрения каждого из действующих лиц, либо, наконец, избрать позицию романиста-демиурга, который сам управляет действием. Сам писатель неизменно соблюдал выведенные им правила во всех своих произведениях. Он прожил множество жизней, день за днем - с Шелли и Байроном, Дюма и Бальзаком, Гюго и Тургеневым... Создание каждой художественной биографии становилось частью его жизни. Он прожил 82 года, наполненных поисками, успехами, борьбой. Его жизнь могла бы стать увлекательным романом. Но для этого нужен новый Андре Моруа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий