Имя Дени Дидро глубоко ценят все, кто кровно заинтересован в мирном труде, в развитии науки и просвещения, в торжестве разума над невежеством и суевериями. В чем же заслуги этого человека перед народами всего мира?
Дени Дидро родился в 1713 году в городе Лангре в северо-восточной части Франции. Отец его, простой ремесленник, попытался дать своему сыну церковное образование и отдал его в иезуитскую школу, которая готовила фанатичных защитников религии. Но вышло наоборот. Дидро страстно возненавидел и католическую церковь и те феодально-крепостнические порядки, которые господствовали в тогдашней Франции.
В 1746 году Дидро опубликовал свою первую замечательную работу - «Философские мысли», в которой убедительно доказывал, что церковь говорит неправду о законах вселенной. Дидро смело утверждал, что познать природу можно только с помощью науки, что религиозное мировоззрение враждебно научному пониманию действительности. Королевские власти и духовенство встретили в штыки выступление Дидро. Его книга была предана сожжению, а в 1749 году, когда Дидро стал открыто выступать в защиту материализма, его посадили в тюрьму.
По выходе из тюрьмы Дидро замыслил грандиозное дело - создать многотомную Энциклопедию наук, искусств и ремесел. Его ближайшими помощниками стали математик и философ Д'Аламбер, естествоиспытатель Бюффон, философы Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Руссо. Впервые в Энциклопедию был введен раздел труда, техники и производства. Значение Энциклопедии огромно. Она ниспровергала все феодальные авторитеты, в ряде статей пропагандировала атеизм и материализм. Свыше 20 лет своей жизни отдал Дидро Энциклопедии и, несмотря на преследования, сумел довести свой труд до конца.
Одновременно Дидро пишет ряд выдающихся философских и художественных произведений. Это «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Философские принципы материи и движения», «Племянник Рамо», «Жак фаталист» и ряд других. В этих работах Дидро утверждает, что мир в своей основе материален, что его никто не создал, и никто не может уничтожить. Борясь с религиозными предрассудками, Дидро доказывал, что только материалистическое мировоззрение делает людей бесстрашными, смелыми, бодро глядящими вперед. Религия, учит Дидро, создает у людей вредную иллюзию о «том свете», а поверившие в «тот свет» недостаточно думают об улучшении жизни здесь, на земле. Беспощадно бичует Дидро «служителей бога» - монахов и священников. Его повесть «Монахиня» - обличительный документ огромной силы, разоблачающий нравственный упадок и разложение церковной среды. Дидро выпустил труды о поэзии, об актере, о живописи. Он утверждал, что только то искусство имеет право на существование, которое правильно отражает жизнь.
В 1773 году Дени Дидро посетил Россию. Он навсегда сохранил память о русском народе, о русской культуре, которую изучал с большим интересом. Петербургская Академия наук присвоила ему звание своего почетного члена. До последнего часа своей жизни Дидро горячо верил в торжество разума и справедливости над темнотой и невежеством. Его благородные дела, его блестящие книги в защиту материализма и науки будут жить в веках.
Дени Дидро родился в 1713 году в городе Лангре в северо-восточной части Франции. Отец его, простой ремесленник, попытался дать своему сыну церковное образование и отдал его в иезуитскую школу, которая готовила фанатичных защитников религии. Но вышло наоборот. Дидро страстно возненавидел и католическую церковь и те феодально-крепостнические порядки, которые господствовали в тогдашней Франции.
В 1746 году Дидро опубликовал свою первую замечательную работу - «Философские мысли», в которой убедительно доказывал, что церковь говорит неправду о законах вселенной. Дидро смело утверждал, что познать природу можно только с помощью науки, что религиозное мировоззрение враждебно научному пониманию действительности. Королевские власти и духовенство встретили в штыки выступление Дидро. Его книга была предана сожжению, а в 1749 году, когда Дидро стал открыто выступать в защиту материализма, его посадили в тюрьму.
По выходе из тюрьмы Дидро замыслил грандиозное дело - создать многотомную Энциклопедию наук, искусств и ремесел. Его ближайшими помощниками стали математик и философ Д'Аламбер, естествоиспытатель Бюффон, философы Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Руссо. Впервые в Энциклопедию был введен раздел труда, техники и производства. Значение Энциклопедии огромно. Она ниспровергала все феодальные авторитеты, в ряде статей пропагандировала атеизм и материализм. Свыше 20 лет своей жизни отдал Дидро Энциклопедии и, несмотря на преследования, сумел довести свой труд до конца.
Одновременно Дидро пишет ряд выдающихся философских и художественных произведений. Это «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Философские принципы материи и движения», «Племянник Рамо», «Жак фаталист» и ряд других. В этих работах Дидро утверждает, что мир в своей основе материален, что его никто не создал, и никто не может уничтожить. Борясь с религиозными предрассудками, Дидро доказывал, что только материалистическое мировоззрение делает людей бесстрашными, смелыми, бодро глядящими вперед. Религия, учит Дидро, создает у людей вредную иллюзию о «том свете», а поверившие в «тот свет» недостаточно думают об улучшении жизни здесь, на земле. Беспощадно бичует Дидро «служителей бога» - монахов и священников. Его повесть «Монахиня» - обличительный документ огромной силы, разоблачающий нравственный упадок и разложение церковной среды. Дидро выпустил труды о поэзии, об актере, о живописи. Он утверждал, что только то искусство имеет право на существование, которое правильно отражает жизнь.
В 1773 году Дени Дидро посетил Россию. Он навсегда сохранил память о русском народе, о русской культуре, которую изучал с большим интересом. Петербургская Академия наук присвоила ему звание своего почетного члена. До последнего часа своей жизни Дидро горячо верил в торжество разума и справедливости над темнотой и невежеством. Его благородные дела, его блестящие книги в защиту материализма и науки будут жить в веках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий