Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Эти пламенные слова, полные неиссякаемой любви к людям, веры в их счастье, были сказаны Фридрихом Шиллером почти 225 лет назад. В условиях Германии конца XVIII века гуманизм Шиллера был настоящим подвигом. Разделенная более чем на 300 самостоятельных государств, Германия того времени была жалкой лоскутной монархией, в которой надолго воцарился политический и экономический застой. А рядом, в соседней Франции, надвигалась буря великой революции. Революционные идеи свободы, равенства и братства нашли горячий отклик в душе молодого Шиллера.
Сын скромного швабского офицера, Фридрих Шиллер знал «печальную, мрачную юность». Его лучшие юношеские стремления были омрачены восьмилетним пребыванием в военной школе герцога Вюртембергского, где царили воинствующий дух пруссачества, муштра, пренебрежение к детям мещан, доносы и верноподданничество. Здесь, в стенах военной школы, Шиллер начал писать свою первую драму - «Разбойники». «На тиранов», - написал он на обложке второго издания драмы. И действительно, в ней был воплощен пламенный протест против феодального строя и феодальной морали. Семейная вражда двух братьев - Карла и Франца Моор под пером Шиллера приобретала значение вечной непримиримой борьбы между справедливостью и злом, честностью и коварством, человечностью и звериным эгоизмом.
После постановки драмы в Париже Шиллер как «друг свободы и человечества» был торжественно провозглашен во Франции «почетным гражданином Французской республики». Великая душа Шиллера жила и в других его драмах: в протестах правдоискателя Фердинанда («Коварство и любовь»), в благородстве защитника человечества маркиза Позы («Дон Карлос»). Конечно, сейчас мы ясно видим всю наивность надежд Позы на хорошего, гуманного короля и бесплодность патетических призывов одиноких Карла Моора и Фердинанда. Но, несмотря на это, вечно прекрасна пламенная вера Шиллера в человека, возвышенность и ясность его взгляда в будущее.
Велик вклад Шиллера и в мировую поэзию. То же душевное благородство, та же жажда подвига и великих дел, что и в лучших драмах Шиллера, лежат в основе его стихотворений и баллад, давно переведенных на самые различные языки мира: «К радости», «Перчатка», «Кубок», «Боги Греции», «Ивиковы журавли» и др.
В конце 80-х годов Шиллер почти отходит от художественной деятельности, погрузившись в занятия историей и философией. Этому он посвящает десять лет жизни. Труды Шиллера принесли ему заслуженную славу одного из крупнейших германских историков. Результаты упорных исканий Шиллера сказались и в его зрелых художественных произведениях, где мы видим пристальное внимание к проблемам народа, борьбе масс. В 1801 году вышла его драма «Орлеанская дева», навсегда прославившая чудесный подвиг французской крестьянской девушки Жанны д'Арк. В драме Шиллера она гибнет в бою, как храбрый солдат, показывая пример беззаветного служения родине.
За год до своей смерти Фридрих Шиллер закончил замечательную народную драму «Вильгельм Телль», где он от бунта гордой одинокой личности пришел к утверждению права народа на восстание:
Нет, есть предел насилию тиранов!
...И если все испробованы средства,
Тогда разящий остается меч.
Фридрих Шиллер умер сорока шести лет, сломленный тяжелой многолетней болезнью. Но, как сказал Белинский, он «умер юношей, хотя по летам и давно уже был муж».
Слейтесь в радости одной!
Эти пламенные слова, полные неиссякаемой любви к людям, веры в их счастье, были сказаны Фридрихом Шиллером почти 225 лет назад. В условиях Германии конца XVIII века гуманизм Шиллера был настоящим подвигом. Разделенная более чем на 300 самостоятельных государств, Германия того времени была жалкой лоскутной монархией, в которой надолго воцарился политический и экономический застой. А рядом, в соседней Франции, надвигалась буря великой революции. Революционные идеи свободы, равенства и братства нашли горячий отклик в душе молодого Шиллера.
Сын скромного швабского офицера, Фридрих Шиллер знал «печальную, мрачную юность». Его лучшие юношеские стремления были омрачены восьмилетним пребыванием в военной школе герцога Вюртембергского, где царили воинствующий дух пруссачества, муштра, пренебрежение к детям мещан, доносы и верноподданничество. Здесь, в стенах военной школы, Шиллер начал писать свою первую драму - «Разбойники». «На тиранов», - написал он на обложке второго издания драмы. И действительно, в ней был воплощен пламенный протест против феодального строя и феодальной морали. Семейная вражда двух братьев - Карла и Франца Моор под пером Шиллера приобретала значение вечной непримиримой борьбы между справедливостью и злом, честностью и коварством, человечностью и звериным эгоизмом.
После постановки драмы в Париже Шиллер как «друг свободы и человечества» был торжественно провозглашен во Франции «почетным гражданином Французской республики». Великая душа Шиллера жила и в других его драмах: в протестах правдоискателя Фердинанда («Коварство и любовь»), в благородстве защитника человечества маркиза Позы («Дон Карлос»). Конечно, сейчас мы ясно видим всю наивность надежд Позы на хорошего, гуманного короля и бесплодность патетических призывов одиноких Карла Моора и Фердинанда. Но, несмотря на это, вечно прекрасна пламенная вера Шиллера в человека, возвышенность и ясность его взгляда в будущее.
Велик вклад Шиллера и в мировую поэзию. То же душевное благородство, та же жажда подвига и великих дел, что и в лучших драмах Шиллера, лежат в основе его стихотворений и баллад, давно переведенных на самые различные языки мира: «К радости», «Перчатка», «Кубок», «Боги Греции», «Ивиковы журавли» и др.
В конце 80-х годов Шиллер почти отходит от художественной деятельности, погрузившись в занятия историей и философией. Этому он посвящает десять лет жизни. Труды Шиллера принесли ему заслуженную славу одного из крупнейших германских историков. Результаты упорных исканий Шиллера сказались и в его зрелых художественных произведениях, где мы видим пристальное внимание к проблемам народа, борьбе масс. В 1801 году вышла его драма «Орлеанская дева», навсегда прославившая чудесный подвиг французской крестьянской девушки Жанны д'Арк. В драме Шиллера она гибнет в бою, как храбрый солдат, показывая пример беззаветного служения родине.
За год до своей смерти Фридрих Шиллер закончил замечательную народную драму «Вильгельм Телль», где он от бунта гордой одинокой личности пришел к утверждению права народа на восстание:
Нет, есть предел насилию тиранов!
...И если все испробованы средства,
Тогда разящий остается меч.
Фридрих Шиллер умер сорока шести лет, сломленный тяжелой многолетней болезнью. Но, как сказал Белинский, он «умер юношей, хотя по летам и давно уже был муж».
Комментариев нет:
Отправить комментарий